Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Волгоградская область, г. Котово, ул. Мира 122
Наш адрес
+7 (84455) 4-53-82
Приемная

Памятка работодателям и работникам по легализации трудовых отношений и негативных последствиях неформальной занятости


02.04.2025

Памятка работодателям и работникам по легализации трудовых отношений и негативных последствиях неформальной занятости

Уважаемые работодатели и работники! Обращаем Ваше внимание на необходимость неукоснительного соблюдения действующего трудового законодательства при трудоустройстве наемных работников, в том числе в части оформления трудовых отношений, оплаты труда и охраны труда.
«Плюсы» официальных трудовых отношений:
- Хорошая деловая репутация, положительный имидж социально ответственного работодателя.
- Возможность участия в программах господдержки, в том числе получения грантов, компенсации банковской ставки рефинансирования.
- Право требовать от работника исполнения определенной трудовым договором трудовой функции, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, действующих в организации.
- Возможность привлечь к материальной и дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными нормативными актами работников, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение которого является обязательным условием при приеме на работу (ст. 16 ТК РФ).
Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается работником и работодателем.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (ч.2 ст. 15 ТК РФ).
Основные права и обязанности работника и работодателя по трудовому договору определены в ст. 21, 22 ТК РФ.
«Минусы» неформальной занятости – отсутствие официального трудоустройства работников:
- Риск проведения проверок со стороны контрольно-надзорных органов, прокуратуры.
- Административные штрафы до 100 тысяч рублей, при повторном нарушении – до 200 тысяч рублей, дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 3 лет (ст. 5.27 КоАП РФ).
- Отсутствие возможности привлечь работника к ответственности за несоблюдение трудовой дисциплины, обеспечить сохранность материальных ценностей и т.п.
- Нарушение влечет ответственность в соответствии со ст.122 Налогового кодекса РФ, уголовную ответственность по ст.145.1 Уголовного кодекса РФ.
- Отсутствие возможности принять участие в государственных программах, государственной поддержке.
- Отсутствие возможности получать займы, кредиты и др.
«Белая» зарплата - оплата труда гражданина, официально работающего по трудовому договору.
«Серая» зарплата – оплата труда официально трудоустроенного гражданина, которая частично (как правило, меньшая часть) проводится в документах и перечисляется на банковскую карту, а оставшаяся часть выдается в «конверте».
«Черная» зарплата – заработок гражданина, который нигде не учитывается и не указывается в бухгалтерских документах. Работник, получающий «черную» зарплату, не устроен официально, т.е. работает без оформления соответствующих документов о трудоустройстве. У него отсутствуют перечисления НДФЛ в бюджет и страховых взносов во внебюджетные фонды, не учитывается страховой стаж.
«Серые» и «черные» зарплаты являются незаконными и фактически лишают работника будущей пенсии и социальной защищенности.
Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений – это задача, решение которой приобретает особую значимость для населения. Такая задача определена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400.
Настоятельно рекомендуем Вам проверить документы, касающиеся трудовых отношений на соответствие законодательству, заключить трудовые договоры с работниками.
Также напоминаем, что в соответствии с Федеральный закон от 29 октября 2024 г. N 365-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2025 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 22 440 руб.

Возврат к списку